ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (1)

Описание образовательной программы

«Утверждаю»                                                                                Принято на заседании

Заведующая МКДОУ ЦРР – Д/с №8                                          педагогического совета  

«Крепыш» г. Хасавюрта                                                              Протокол №________от      ________________Л.А.Отарчиева                                              «_____»____________2015г.                                                                                                            «_____»______________2015г.                                                                                                        

         

                                                                 

         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального казенного дошкольного  образовательного

учреждения  «Центр развития ребенка - детский сад №8» «Крепыш»   г. Хасавюрта

в соответствии с ФГОС

 

 

     

 

 

 

 

2015г.

Содержание

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.

 

 

 

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

10

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

13

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 

 

 

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

20

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

32

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

40

2.4

Способы  и направления поддержки детской инициативы

45

2.5

Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

47

2.6

Специфика учреждения в связи с традициями Учреждения или Группы

49

2.7

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

67

2.8

Взаимодействие ДОУ и социума

70

 

 

 

 

III. Организационный раздел

 

 

 

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

72

3.2Хочу такой сайт

Режим дня

73

3.3

Особенности организации предметно-пространственной среды

76

 

I. Целевой раздел

 

1.1 Пояснительная записка

      Настоящая основная образовательная программа разработана  рабочей группой педагогов Центра развития ребенка - детского сада №8 г.Хасавюрта  с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения и региона,   образовательных потребностей и запросов  воспитанников, а также определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. В программе учтены концептуальные положения используемой  в ДОУ комплексных программ:

«От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы - создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.   

Региональная  образовательная программа   дошкольного образования республики Дагестан  под ред. М.И. Щурпаевой, М.М.Байрамбекова, Т.М.Мансуров.  – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности с учетом социальных, климатогеографических условий и национальных особенностей Дагестана.

   

              

Основная образовательная программа детского сада № 8 «Крепыш» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

федерального уровня:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Регионального уровня:

а) Республиканской целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы», утвержденной Законом РД от 08.02.2011г., № 13;

б) Концепцией развития дошкольного образования в Республике Дагестан (Махачкала, 2007 г.).

 

1.1.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой комплексной программой «От рождения до школы» с учетом регионального компонента,   потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации основной образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

·        создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·        на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

      Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Дагестан. Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

 

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

 

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

- Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС

1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

    2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей, педагогических и иных работников  ДОУ) и детей.

3.Уважение личности ребенка.

4.Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

- Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество  ДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

- Принципы, заложенные в программе «От рождения до школы»,  реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования

      В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

      Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

      Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

       В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

      Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа «От рождения до школы»:

•      соответствует принципу развивающего обучения;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

•  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

•  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928) 254-06-38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».