ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (1)
Описание образовательной программы
«Утверждаю»
Принято на заседании
Заведующая МКДОУ ЦРР – Д/с №8
педагогического совета
«Крепыш» г. Хасавюрта Протокол
№________от
________________Л.А.Отарчиева «_____»____________2015г.
«_____»______________2015г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «Центр
развития ребенка - детский сад №8» «Крепыш»
г. Хасавюрта
в соответствии с ФГОС
2015г.
Содержание
|
|
Стр. |
|
|
|
1.1 |
Пояснительная
записка |
3 |
1.1.1 |
Цели и задачи
реализации Программы |
4 |
1.1.2 |
Принципы
и подходы к формированию Программы |
6 |
1.1.3 |
Значимые
для разработки и реализации Программы характеристики |
10 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения Программы |
13 |
|
|
|
|
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ |
|
|
|
|
2.1 |
Образовательная
деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти
образовательных областях) |
20 |
2.2 |
Вариативные
формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников |
32 |
2.3 |
Особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
40 |
2.4 |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
45 |
2.5 |
Наиболее
существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных,
социокультурных и иных условий) |
47 |
2.6 |
Специфика
учреждения в связи с традициями Учреждения или Группы |
49 |
2.7 |
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
67 |
2.8 |
Взаимодействие
ДОУ и социума |
70 |
|
|
|
|
III.
Организационный раздел |
|
3.1 |
Материально-техническое
обеспечение программы |
72 |
Режим
дня |
73 |
|
3.3 |
Особенности
организации предметно-пространственной среды |
76 |
1.1
Пояснительная записка
Настоящая основная образовательная
программа разработана рабочей группой
педагогов Центра развития ребенка - детского сада №8 г.Хасавюрта с учетом ФГОС дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения
и региона, образовательных потребностей
и запросов воспитанников, а также
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования. В программе учтены
концептуальные положения используемой в
ДОУ комплексных программ:
«От рождения до школы» под ред.Н.Е.
Вераксы - создание условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Региональная образовательная программа дошкольного образования республики
Дагестан под ред. М.И. Щурпаевой,
М.М.Байрамбекова, Т.М.Мансуров. –
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, формирование предпосылок
к учебной деятельности с учетом социальных, климатогеографических условий и
национальных особенностей Дагестана.
Основная
образовательная программа детского
сада № 8 «Крепыш» разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:
федерального уровня:
- Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
-«Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
-
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Регионального уровня:
а)
Республиканской целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан
на 2011-2015 годы», утвержденной Законом РД от 08.02.2011г., № 13;
б)
Концепцией развития дошкольного образования в Республике Дагестан (Махачкала,
1.1.1.
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цели
и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы
определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой комплексной
программой «От рождения до школы» с учетом регионального компонента, потребностей детей и родителей, социума, в
котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной
образовательной программы
дошкольного образования в
соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Программа направлена на:
·
создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
·
на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели
предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия.
2. Обеспечение равных
возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного
детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья).
3.Обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром.
5.Объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечение вариативности
и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в
процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Дагестан.
Основной целью работы является развитие
духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций
средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2 Принципы и подходы к
формированию Программы
Представляется
целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
-
Принципы, сформулированные на основе
требований ФГОС
1.Поддержка разнообразия
детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека.
2.Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей,
педагогических и иных работников ДОУ) и
детей.
3.Уважение личности ребенка.
4.Реализация программы в
формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме
игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
-
Основные принципы дошкольного образования
1.
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация
дошкольного образования).
3.Содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности.
5.
Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности.
8.Возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития).
9.Учет
этнокультурной ситуации развития детей.
- Принципы, заложенные в программе
«От рождения до школы», реализующей
деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору
содержания образования
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и
др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на
позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а
также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая
регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке
Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного
образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и
укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение)
развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном
детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы
основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на
научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать
как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание
служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким
образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до
школы.
Программа
строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка
к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа «От рождения
до школы»:
• соответствует
принципу развивающего обучения;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости;
• соответствует критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и
задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
• строится с учетом
соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между
детским садом и начальной школой.